Яндекс.Такси и Uber слились в одну компанию на рынках России и СНГ

Развитие событий: Что изменит слияние Яндекс.Такси и Uber (13 июля 2017)

Примечание: сделка, в результате которой появится новая компания, еще должна пройти процесс одобрения регуляторов, шансы на него весьма высоки, так как у Яндекса больше половины бизнеса.

Яндекс.Такси объявили, что они получили контроль над российским бизнесом Uber. Партнёры, Uber и «Яндекс», инвестируют соответственно 225 млн и 100 млн долларов США в новую компанию и оценивают её в 3,725 миллиарда долларов США. После закрытия сделки 59,3% в новой компании будут принадлежать «Яндексу», 36,6% — Uber, а 4,1% — сотрудникам (ещё в мае 2016 года «Яндекс» пообещал раздать сотрудникам до 20% бизнеса в некоторых своих дочерних компаниях). Руководить объединённым бизнесом будет директор Яндекс.Такси Тигран Худавердян.


Конкуренты инвесторы: 16 мая ТАСС передал, что в Яндекс.Такси зайдут Правительство РФ и китайская госкомпания через соответствующие фонды. Эта сделка не состоялась → Roem.ru


После объявления акции «Яндекса» на Московской бирже поднялись на уровень 1950 руб., что примерно на 19,5% выше уровня закрытия предыдущих торгов (1632 руб.). Это самая высокая стоимость бумаг, начиная с момента начала торгов акциями Яндекса на MOEX в 2014 году. До открытия американской Nasdaq остаётся несколько часов — на пре-маркете бумаги Яндекса подорожали на 23%.


Конкуренты таксисты: В самом начале мая 2017 года фонд UFG Private Equity объединил двух крупных игроков российского рынка такси-агрегаторов — RuTaxi (владелец брендов «Везет» и «Лидер») и Fasten (бренды «Такси Сатурн» и RedTaxi). Как отметил представитель Fasten, в компании рассчитывают, что объединение позволит новому игроку войти в мировой топ-5 по количеству заказов в сутки среди приложений для поездок по требованию. Созданная в результате сделки компания будет обрабатывать около 1,5 млн заказов в сутки.


Таксопарки и водители Яндекс.Такси и Uber (России и других постсоветских стран присутствия, кроме Украины, она не входит в сделку) перейдут на единую технологическую платформу, в то же время оба приложения для заказа поездок — и Яндекс.Такси, и Uber — по-прежнему будут доступны пользователям. Дополнительно партнёры заключили роуминговое соглашение. Из приложения Яндекс.Такси можно будет заказать Uber, в странах, где нет Яндекс.Такси, и наоборот. UberEATS (не самая популярная пока в РФ доставка еды) — продолжит свое развитие в объединённом бизнесе. Например к UberEATS будут подключены технологии пешей маршрутизации Яндекс.Карт (потенциально — это вызов для таких известных игроков, как Delivery Club). По статистике за июнь "объединённая платформа" охватывала 127 городов в шести странах. Два сервиса продали 35 млн поездок в месяц на 7,9 млрд рублей. Если рассматривать сервисы по-отдельности, то Яндекс.Такси обслуживали 108 городов, Uber — 17 (прим.: данные взяты в разные месяцы, сумма не совпадает, но показывает порядок).

Что изменит слияние Яндекс.Такси и Uber

Летом 2016 года Uber продал убыточное китайское подразделение лидеру местного рынка Didi Chuxing. За полтора года работы в стране Uber потерял более $2 млрд из-за ориентации на западные рынки, высокой конкуренции в Китае и неудобных законодательных норм. В августе 2016 года было объявлено, что Uber China и Didi Chuxing создадут объединенную компанию с капитализацией $35 млрд. Пул инвесторов, в который входят Uber China и китайский поисковик Baidu получили 20% в Didi, а Didi вложила $1 млрд в американский Uber.


Конкуренты большого "Яндекса": Cтруктуры Google опосредованно получат свой интерес в новой Яндекс+Uber компании; в 2013 Google Ventures купила 7% глобального Uber.


В 2017 году глобальный Uber переживает череду корпоративных скандалов, которые в итоге привели к отставке основателя компании Тревиса Каланика. Все началось с обвинений в сексизме и домогательствах в отношении топ-менеджеров, которые впервые озвучила экс-сотрудница Uber Сьюзан Фаулер. Также самого Каланика обвинили в том, что из-за его неосмотрительности входящая в Alphabet компания Waymo в феврале этого года подала иск в суд к дочке Uber Otto, которая занимается беспилотными грузоперевозками. Waymo обвинила Uber в использовании её наработок, украденных бывшим сотрудником Google Энтони Левандовски. Кроме того, в марте этого года СМИ обнаружили программу Greyball, которая использовалась Uber, чтобы мешать госслужащим проверять компанию и следить за конкурентами. После этого водитель такси-сервиса Lyft Майкл Гонзалес подал в суд на Uber за использование шпионского ПО.

Добавить 12 комментариев

  • Ответить

    Хороший слив. Наконец кадровая политика Яндекса принесла закономерные результаты. Правда продать поиск гуглу не получится, ФАС не разрешит.

  • Ответить
    Andy Pozz из не страдающих эльфизмом

    Видимо, посчитали это более выгодным, чем выкармливать собственных шептунов со связями. Крупному иностранному бизнесу без таких у нас туговато.

  • Ответить

    Яндекс, если вы читаете этот пост, просьба: сделайте для иностранцев в Москве (и в России) виртуальные временные номера в коде +7… для обратного звонка таксиста. А то таксисты очень не любят звонить на международные номера. Спасибо.

  • Ответить

    Почему-то слово «Яндекс» на многих здесь действует как красная тряпка. Объективность теряется мигом, зато возникает желание кусать ему ботинки. Забавный эффект. Видимо, не могут смириться к концом уберизации и началом яндексации.

  • Ответить

    ФАС пока «не дал добро».
    Если сделка состоится, то это немного напоминает «конец истории».
    Не понятно как мелкие игроки смогут конкурировать с монстром.
    Разве что обязать монстра предоставлять какие-то сервисы конкурентам, превратить его в «трубу» к которой смогут подключиться мелкие «самостоятельные» игроки, в том числе — региональные. Существуют же уже виртуальные сотовые операторы. Такая схема должна реализоваться во многих сферах бизнеса. Но и среди «труб» должна же быть конкуренция.
    Чёрт, «дело — труба» : земля уже слишком мала для более чем одной трубы!

  • Ответить

    > Не понятно как мелкие игроки смогут конкурировать с монстром.

    Высокое качество машин и хорошие водители + приложение сравнимого качества + предсказуемые цены.

    Я так перешёл на Таксовичков, когда Яндекс в Питере начало колбасить.

  • Ответить

    ФАС добро, конечно, даст. Он своими репликами и оценками даст своим инсайдерам пошортить YNDX, конечно, но в итоге деваться ему будет некуда.

    Если у Яндекса в СД сидят люди из Сбера и они «за», то ФАС это не переплюнет.